27.05.2019 Обзор фестиваля академического исполнительства "Гармония звука"

       Фестиваль академического исполнительства «Гармония звука» инвалидов по зрению прошёл 24-25 мая в городе Казань на базе Казанского Культурно-спортивно-реабилитационного комплекса Татарской Региональной организации Всероссийского Общества Слепых. Скажем сразу - зал на 250 мест смог без проблем вместить всех участников и зрителей в силу специфичности самого конкурса. Известно, что академическое исполнительство не предполагает участия в нём «людей с улицы» и принять в нём участие в качестве исполнителя и слушателя могут только подготовленные люди. Тем не менее, в тринадцати уголках России нашлось немало восовцев, подвизающихся в нелёгком труде академического пения и игры на музыкальных инструментах. Исполнителями были представлены Вологодская, Воронежская, Курская, Ростовская, Ульяновская, Челябинская, Омская области, а также Краснодарский и Пермский края, Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия и Удмуртия.
       Жюри было составлено таким образом, чтобы наиболее оптимально определить степень мастерства участников Фестиваля. Начальник отдела по реабилитационной работе по Москве и Московской области КСРК ВОС Карцев Геннадий Васильевич больше отвечал за психологический аспект обсуждения, умеряя строгость и профессиональные суждения маститых музыкантов. Председатель жюри - лауреат Всероссийских, всесоюзного и международных конкурсов, руководитель  ансамбля духовых инструментов КСРК ВОС Вадим Вячеславович Титов владеет спецификой исполнительства именно на духовых инструментах, тогда как старший преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусства, заслуженный работник культуры Республики Татарстан Ирина Георгиевна Ковалёва более концентрировала своё внимание на пианистах и баянистах. Впрочем, поскольку по консерваторскому образованию она теоретик, то она могла делать весьма профессиональные замечания и по другим номинантам. Оценивать наиболее широко представленную на фестивале номинацию вокалистов было предоставлено право ведущему преподавателю вокального отделения Казанского музыкального колледжа Захаровой Елене Борисовне.
       Надо сказать, что в этот раз представительский уровень исполнительского состава фестиваля был достаточно высок. Людей, которые бы останавливались посреди произведения, забывали слова и ноты, уходили со сцены, не доиграв до конца, здесь не было. Было заметно, что музыканты-восовцы и их наставники готовились долго и основательно.
       В соответствии с мнением жюри, наивысших достижений среди вокалистов (1-е место) добились Аделия Файзуллина из Казани и Галина Никитина из города Чебоксары. Обе певицы обладают высокими прозрачными голосами, возможно, их молодость послужила тем фактором, что жюри предпочли их исполнение мощному вокалу певцов из других регионов. В репертуаре Аделии были произведения американского композитора Сэмуэля Барбера, которые из-за своей сложности и трудности восприятия вряд ли кто из участников осмелился бы исполнять.
       Второе место среди вокалистов разделили уже сложившаяся как исполнитель Юлия Михайлова из Омска и студент музыкального факультета Вологодского педагогического университета Георгий Пьянков. Если Юлия смогла снискать уважении публики и жюри хорошо поставленным голосом и профессиональным репертуаром, то Георгий понравился своей смелостью, свойственной молодости. Он не побоялся взять в свой репертуар произведения, которые исполняют уже маститые вокалисты и смог исполнить их на должном уровне. В этом, можно считать, есть заслуга и его педагога Ольги Борисовны Пьянковой.
       Третье место среди вокалистов досталось знаменитому тенору Валерию Грызлину из башкирского Белорецка, басу Василию Тарасову из Перми и певице из Омска Елене Сосновой. Думаю, что такое определение жюри они восприняли весьма философски, понимая, что молодых среди исполнителей-восовцев очень мало и они нуждаются в поддержке. Безусловно, что их исполнительский и профессиональный уровень исполнения очень высок, о чём свидетельствовали неутихающие аплодисменты зрителей. Но, они, особенно Валерий Грызлин, уже в своё время получили столько наград на различных восовских мероприятиях, что на фестивале им бы больше соответствовала номинация «Почётные гости фестиваля». Показав свой профессионализм, Грызлин исполнил сложнейшие фиоритуры композитора Алессандро Страделлы, после чего поднял настроение ободрившей всех «Песней цыгана». Бас Василий Тарасов, после исполнения произведения того же композитора дал зрителям возможность расслабиться известной песней из репертуара Георга Отса «Королева». Елена Соснова показала владение голосом как в «Персидской песне» Рубинштейна, так и в произведении Пёрселла, но наибольшего восторга у зрителей смогла добиться исполнением «Песни Джудитты» из одноимённой оперетты Легара. Кроме того, в этом произведении она смогла показать себя ещё и как танцовщица, за что получила негласное прозвище «Елена-Джудитта-Соснова».
       К сожалению, не было возможности присуждать приз зрительских симпатий. Победителями, без всякого сомнения оказались бы:
- вокалистка из Омска Галина Сараева, блестяще исполнившая роль Периколы из одноимённой оперетты Оффенбаха. Её зажигательное пение и танец произвели настоящий фурор на сцене.
- Мария ШалИнцева из Челябинска, тонко передавшая драматургический замысел Петра Чайковского в роли Лизы из «Пиковой дамы».
- Екатерина Чигвинцева из Курска, взявшая в свой репертуар сложные произведения Римского-Корсакова, Даргомыжского, Генделя и Пёрселла.
- Анастасия Шведова из Ульяновска, познакомившая публику с редко исполняемым бельгийским композитором Евой дель-Акуа.
       Все они очень достойно показали себя на сцене.
       В номинации «Вокальные ансамбли малых форм» (дуэт, трио) первое место жюри отдало вокальному трио «Экспромт»  из Краснодарской Региональной организации ВОС. Необычная трёхголосная трактовка по традиции сольно исполняемого романса Глинки «В крови горит огонь желанья» была тепло встречена зрителями.
Второе место получил Вокальный дуэт «Аврора» из Омска. Певицы Галина-Перикола-Сараева и Елена-Джудита-Соснова и здесь показали прекрасное владение материалом и исключительную слаженность звучания.
       В номинации «Вокальные ансамбли» первое место заслуженно досталось народному вокальному коллективу «Иоланта» из города Магнитогорск Челябинской Региональной организации ВОС, руководитель Дарья Мочалина. «Хор девушек» из «Евгения Онегина» и американский спиричуэлс показали высокий исполнительский уровень самодеятельного коллектива.
Второе место получил вокальный академический ансамбль «Вдохновение» из Челябинска, руководитель Ксения Маслова. Слушатели по достоинству оценили популярную песню итальянского композитора Луиджи Дэнца «На качелях».
       Академический хор «Легенда» из солнечного Краснодара под руководством Юлии Зюлковской прекрасно исполнил произведения Пёрселла, Глинки и Генделя. Учитывая сложность самого существования академического хорового коллектива как  творческой единицы, мнение жюри, присудившего хору второе место, как минимум, удивляет. Возможно, в его составе просто не было хоровиков. Кроме руководителя Юлии Зюлковской «душу» коллектива создаёт и единственный на фестивале незрячий концертмейстер Валерия Васильевна Душакова, которая, кроме выразительного аккомпанирования, также создают и свои обработки для хора. К сожалению, одно из самых оригинальных шуточных произведений в исполнении хора «Песенку про серенького козлика» удалось услышать только редким слушателям, не успевшим покинуть зал сразу же после заключительных выступлений первого дня фестиваля.
       В номинации «Солисты-инструменталисты» первое место разделили студенты курского музыкального колледжа выпускник - тубист Иван Пономарёв и второкурсница девятнадцатилетняя  баянистка Анастасия Егорова. Иван Пономарёв показал прекрасное владение таким сложным для сольного исполнительства инструмента как туба, исполнив произведения Глинки, Димитреску и Мендельсона. Ученица преподавателя Юрия Викторовича Баяндина Анастасия Егорова взяла в свой репертуар произведение Альбина Репникова «Речитатив и токката», явно превышающее технические возможности второкурсницы, тем не менее, ей удалось с ним справиться.
       Второе место в номинации «Солисты-инструменталисты» жюри присудило баянисту Александру Дёмину и пианистке Татьяне Рожковой из Курска (класс преподавателя заслуженного работника культуры Российской Федерации Жанны Григорьевны Сбитневой). Александр порадовал слушателей виртуозными пьесами Шахнова и Корнева.
Третье место в номинации «Солисты-инструменталисты» поделили пианист Василий Михайлович Калинченко из Ростовской РО ВОС и баянист Александр Григорьевич Коростелёв из Удмуртии.
       Камерный ансамбль «Шахов и Грачева»  из Воронежа в номинации «Инструментальные дуэты, трио, квартеты» занял второе место. Возможно, было бы более логичным подать заявку на выступление в номинации «солисты-инструменталисты», где талантливый кларнетист Сергей Шахов вполне бы мог рассчитывать на первое место благодаря сложности и оригинальности музыкального материала. Но, видимо, Сергея и его концертмейстера пианистку Ольгу Грачёву более устраивал статус дуэта, поэтому здесь трудно спорить с музыкантами. Кстати, Сергей с Ольгой исполнили оригинальное произведение Адольфа Шрайнера «Всё меньше и меньше», в процессе исполнения которого Сергей, словно клоун-эксцентрик, отделял от своего инструмента сначала раструб, потом нижнюю часть кларнета и, наконец, оставил один мундштук, на котором и завершил своё блестящее выступление.
       Третье место в этой же номинации досталось фортепианному дуэту в составе Марат Губайдуллин и Ксения Маслова  из Челябинска. Исполнение популярных произведений композиторов-классиков Глинки и Мендельсона показало серьёзную академическую подготовку исполнителей. Оригинальное собственное сочинение Марата Губайдуллина «Маленькая родина» своей безыскусственностью доставило удовольствие всем слушателям.
       Не остались без внимания и те люди, без помощи которых праздник не мог бы состояться - это концертмейстеры-аккомпаниаторы. Первое место по праву досталось преподавателю курского музыкального колледжа, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Жанне Григорьевне Сбитневой, старейшему работнику этого учреждения и опытному педагогу, воспитавшему огромное количество пианистов-восовцев. Второе поделили Романова Ирина Петровна – Татарская РО ВОС и Микрюкова Ника Аркадьевна из Перми. Третье место дали незрячей пианистке из Краснодара Душаковой Валерии Васильевне и пианистке из Вологды Кокиной Ирине Алексеевне.
       Наконец, надо упомянуть и о детях, которые выступали вне конкурса на открытии фестиваля. Это Даниил Смирнов, Лиза Патракова и сёстры-близнецы Даша и Надя Потанины из города Набережные Челны Республики Татарстан. Их привезла педагог Детской школы искусств №7 Татьяна Владимировна Садыкова. Дети отличились умилительной игрой на фортепиано, чтением своих стихов, а Лиза даже спела колыбельную из популярного сейчас во всём мире российского мультфильма «Маша и Медведь». Огромная благодарность и пожелание творческих успехов детям и их педагогу!
       В заключение хотелось бы сказать спасибо директору Казанского КСРК Ирине Геннадьевне Родионовой, сумевшей организованно провести сложное мероприятие российского масштаба, а также её помощникам, обеспечившим материальную составляющую - звукорежиссёру Илье Николаеву, инструктору Георгию Потапову, инструктору Елдыз Гатауллиной, бухгалтеру Елене Николаевне Гариной, реабилитологу Валентине Агафоновой. 
       Автор статьи: Руководитель ансамбля «Прикосновение» КСРК ТРО ВОС,  ведущий данного мероприятия Константин Кузнецов.
       Казань, 27 мая 2019
 
 
 
Создание сайтов Казань